Наш четвертый день в Лиссабоне был достаточно насыщенным, насколько он может быть насыщенным у туристов, который накануне стоптали ноги, да и вообще не любят делать коктейль из впечатлений, бегая туда – сюда.
День решено было начать с осмотра замка Святого Георгия, а затем, погуляв по району Алфама и посетив Се, вернуться на площадь Росиу. Что делать потом сразу не придумали, откровенно говоря. Вот такие мы несобранные туряги. Предпочитаем свободу и внезапность, поэтому очень редко покупаем экскурсии, предпочитая все делать самостоятельно. Забегая вперед, скажу, что это самое «потом» как всегда придумалось автоматически по ходу пьесы.
Началось все с того, что мы купили суточный проездной на все виды общественного транспорта в Лиссабоне. Купили в автомате в переходе метро на площади Росиу. По нему же, кстати, на следующий день доехали до Келуша. Обратите внимание, что в Лиссабоне и окрестностях можно воспользоваться не только обычными билетами, но и специальной пополняемой картой, на которую в автомате покупается определенное количество поездок, в том числе и суточный проездной, или просто кладутся деньги. По такой карте стоимость проезда ниже. Карту потом можно сдать и получить за нее деньги обратно. Или подарить кому-нибудь, она действительна в течение года. Об этом много где написано, так что почитайте заранее.
От площади Росиу (Rossio) мы дошли до площади Фигейра (Figueira), которая находится буквально в двух минутах ходьбы. Оттуда до Каштелу де Сау Жорже (Castelo de São Jorge), который буквально парит над городом, мы доехали на микроавтобусе № 37.
Выходить нужно на конечной. Потом еще немного пройти вверх – и перед вами будет вот эта арка.
Рядом на стене можно видеть стенд с планом комплекса. Проходим сквозь арку, идем вверх. Легко находим кассу, проходим через турникет и попадаем на территорию комплекса де Сау Жорже, куда входит то, что осталось от замка, два парка (лично я думала, что он один) еще какие-то руины и музей иконографии, куда, сразу скажу, мы не пошли. Ибо погода была хорошая, и было настроение просто погулять.
Замок Святого Георгия – один из символов Лиссабона. Его колыбель, исток и все такое прочее. История его насчитывает более тысячи лет. Первое упоминание о крепости относится аж к 5 веку до н.э. и связано с образованным на этом месте поселением вестготов. Следующими поселенцами на этом великолепном холме были сарацины. Именно они хозяйничали на территории современной Португалии с 8 по 12 век, до тех пор пока во время Второго Крестового Похода эти земли не были завоеваны крестоносцами. Именно мавры – сарацины возводят на этом месте первую крепость, которая позднее была преобразована в замок, с которого и началось основание португальской столицы. Официально, кстати, годом основания Лиссабона считают 1255.
Долгое время в замке располагались правительственные учреждения, архивы, а также проживала королевская семья. Кстати, до 14 века крепость носила название Лиссабонский замок, и лишь после женитьбы одного из португальских королей на английской принцессе и заключения Виндзорского договора (согласно которому Англия и Португалия заключают союз в противовес Испании) его переименовывают в замок Святого Георгия, так как именно этот Святой считается одним из покровителей Англии. Ну, еще и нашей Москвы и не нашей Венеции и Генуи. А еще всех больных сифилисом, проказой и чумой. Короче, широкий круг подопечных у этого святого.
Во время землетрясения 1755 года замок был сильно разрушен, однако впоследствии его восстановили. В 1910 году ему присваивается статус национального памятника.
А сегодня это самая лучшая смотровая площадка города, с которой открываются потрясающие виды.
А еще здесь просто очень приятно погулять, посмотреть на остатки крепостных стен, различную живность и памятники.
Например, на каменное изваяние первого португальского короля Афонсу Энрикеша (он же Афонсу Великий, Афонсу Завоеватель и прочия и прочия), того самого изгнавшего мавров из крепости Лиссабона.
Непосредственно в крепость можно попасть через каменный мост.
Всего сохранилось 10 башен крепостной стены и одна как бы вынесенная за его пределы.
Это Башня Лоренцо, на которую вы сможете попасть, преодолев Бог знает сколько ступенек. Такая « фишка» характерна для мавританских крепостей. Через такой ход можно было сбежать в случае осады или получить подкрепление извне.
Полазили мы по замку, погуляли по окрестностям и далее решили побродить по знаменитому району Алфама — самой древней части города, которая была заселена еще во времена, когда в Лиссабоне хозяйничали мавры.
Разноцветные домики, украшенные цветной плиткой, узкие улочки, маленькие кафе…Алфама – это старинный Лиссабон. Колоритный и яркий.
Так, постепенно спускаясь все ниже и ниже, мы дошли до Кафедрального Собора Лиссабона, или просто Се.
Огромный, массивный и очень серьезный собор. Построенный в 12 веке на месте разрушенной мавританской мечети, он не был сломлен даже Великим Лиссабонским Землетрясением. Сломлен не был, но потрепало оно его, конечно, сильно. Однако храм был достаточно быстро восстановлен. Внешний вид довольно аскетичен для главного собора города: массивные башни-близнецы, окно-роза и арочный портал — вот, собственно, и все украшения.
Внутри храм так же суров, как и снаружи. Все там чинно и благообразно, как и положено в кафедральном соборе: скульптуры, церковная утварь из злата-серебра, часовни со знаменитыми покойничками, в том числе и парочка королей и королев и т.д и т.п.
Посмотрев Се, мы решили прокатиться на городской достопримечательности – трамвае номер 28.
Вообще, желтые городские трамвайчики — один из символом Лиссабона. Они каким-то чудом проезжают по узким улочкам, не задевая углы зданий, хотя находящимся внутри (мне лично) кажется, что это вот-вот произойдет. Они поднимаются на холмы и проносятся по береговой линии. Одним словом, поездка на любом трамвае в Лиссабоне — это аттракцион, но особо пользуется популярностью у гостей португальской столицы маршрут № 28, который проходит практически через весь исторический центр. В туристический сезон попасть на него, говорят, достаточно трудно. В феврале у нас особых проблем не возникло. На трамвае мы доехали до конечной остановки – базилики де Эштрела (Basílica da Estrela).
Базилика была построена в конце 18 века по приказу королевы Марии Первой, которая в день своей свадьбы дала обещание возвести храм, если Небеса даруют ей наследника. Небеса даровали, но случилось неприятное землетрясение 1755 года и как-то стало не до строительства храмов, город бы восстановить. Поэтому возводить церковь да Эштрела стали лишь в 1779 году, когда наследнику было уже 18 годков, а вот до окончания строительства – 1790 года — этот славный малый так и не дожил – скончался от оспы… Обо всех царских горестях и радостях немного более подробно написано в моем рассказе о дворце Келуш.
Так или иначе, базилика получилась великолепной. Сегодня она по праву считается одной из красивейших в городе. В ее облике смешались два архитектурных стиля: барокко и неоклассицизм, хотя превалирует все же первый. Фасад украшают фигуры ангелов, святых и аллегорические образы, приправленные растительным орнаментом.
Особого внимания заслуживает великолепный купол, столь масштабный, что его легко можно увидеть практически из любой точки центрального Лиссабона. На нем расположена смотровая площадка, на которую можно подняться за определенную плату.
Внутри базилика соответствует парадному внешнему виду: стены и пол сделаны из желтого, серого и розового мрамора.
Интерьер украшают картины итальянского художника 18 века Помпео Батони (Pompeo Girolamo Battoni). Этот молодец — один из самых востребованных художников своего времени. Его работы хранятся в Лувре, Уффици, Эрмитаже и многих других сокровищницах искусства по всему миру. Так что будучи в Лиссабоне зайдите в церковь да Эштрела и посмотрите на его работы, даже если в живописи совсем не разбираетесь. Это правда красиво.
В базилике также находится могила Марии Первой. Ее надгробие в стиле ампир — черный гроб в окружении белых ангелов, львов и т.д. под покровом белого же свода, покоящегося на не менее белых колоннах — целиком выполнено из мрамора. Очень изящно и красиво.
Особой гордостью базилики да Эштрела считается пятиметровый рождественский вертеп, выполненный мастером Жуакином Машаду дэ Каштру из пробки и терракоты, состоящий из более чем 500 фигур. Не видели, поэтому и описывать не буду.
Церковь да Эштрела действующая, поэтому здесь очень тихо и очень церковно. Пахнет ладаном и свечками. Вход свободный, но вести себя просят тихо. Хотя красота храма завораживает, и говорить совсем не хочется…
Напротив базилики да Эштрела располагается одноименный сад (Jardim da Estrela), очень милый и уютный.
Помимо прекрасной растительности здесь можно полюбоваться скульптурой, покормить уток и гусей. Говорят, есть также лебеди и павлины, но нам не повезло…
Вот это гигантский фикус. Будете свой хорошо поливать, такой же вырастет:).
Еще мы набрели на такой прекрасный павильон.
В саду Эштрела также есть кафе и общественный туалет.
А между тем день клонился к вечеру и, погуляв в саду, мы отправились домой.
О других днях нашего путешествия можно почитать здесь:
Португалия в феврале. Романтика на окраине Европы.
День I. Исторический и девочковый.
День III. Квартал Белем, или Бешеной собаке 7 верст — не криуль.