Португалия в феврале. День V. Келуш. «Рококошное» барокко, или «барошное» рококо?

Последний день своего пребывания на солнечной португальской земле мы решили разделить так: первую половину дня посвятить дворцовому комплексу Келуш, а вторую половину отвести под сборы в «солнечное домой». С утра пораньше – а это несложно, потому как автоматически жили по московскому времени, которое отличается от местного на три часа – запрыгнули в электричку. И через каких-то 20 минут мы на месте. Еще минут 10 пешком и вот уже и дворец. Далее будет исторический и очень скучный рассказ:).

Расположенный между Синтрой и Лиссабоном, Национальный дворец Келуш (Palácio Nacional de Queluz) и его исторические сады – один из замечательных примеров гармоничной связи живописного ландшафта и дворцовой архитектуры в Португалии. Они олицетворяют собой беззаботный и роскошный стиль жизни, который был свойственен представителям королевской семьи и двора во второй половине 18 – начале 19 – го веков. В то же время дворцовый комплекс дает представление о развитии барокко, рококо и неоклассицизма в историческом контексте перехода от Старого режима к либерализму. Вот это все мне официальный сайт дворца рассказал:).

P1120365

Историческая справка. Земли, где ныне располагается дворец Келуш, изначально принадлежали парню, оказавшему некоторую помощь испанской короне в завоевании Португалии.

P1120375

Так вот, сын этого парня перестроил летний дом, который был здесь раньше, в большое поместье,  а после восстановления независимости Португалии от Испании в 1640 году эти земли были конфискованы.

Португальский король Жуао/Жуан IV (по-португальски он Жуао, в России его почему-то Жуаном зовут)Восстановитель (ну, понятно почему) – провозгласил эту территорию сеньорией для младших сыновей, которым не суждено было стать наследниками короны, поэтому они могли иметь собственное имущество и источники дохода. Так, оно досталось его сыну – принцу Педру, который, немного постаравшись, подвинул своего брата, и стал королем Педру II. Потом еще и жену его увел. Но та была согласная. История достойная романа. Наверняка кто-то и написал.

Так вот, далее эти земли принадлежали бог знает какому по счету сыну Педру II , при котором усадьба была перестроена и расширена. Также был построен акведук, часть которого можно, говорят, увидеть и по сей день. Но мы не видели.

С 1747 по 1758 год – начинается первый этап строительства непосредственно королевской резиденции, он был  связан преимущественно с реконструкцией предыдущего здания.

P1120381

Начало второй фазы инициировано было новостью о предстоящей женитьбе Марии I и Педру III – в 60-х годах 18 века. Педру III – внук Педру II, король – консорт (муж правящей королевы) при Марии I. Несмотря на массу положительных качеств и умение «мыслить широко и по-государственному», как говорила Екатерина наша II, он был весьма далек от политики и интриг двора, предпочитая свое время тратить на охоту и развлечения. Так вот, именно в 18 веке при Педру III, который проводил в Келуше много времени, дворец был изменен и стал поистине королевским.

Однако еще раньше возникла необходимость придать зданию размеры и облик, соответствующие статусу монаршей резиденции, для чего привлекают архитектора и ювелира Жана Баптиста Робильона. Под его влиянием был создан Тронный зал, которого изначально не было в плане, а также крыло (Крыло Робильона) с частными апартаментами, которое и превратило здание в королевский дворец.

P1120318

Далее строительством руководил архитектор и прораб Мануэль Каэтано де Соуза. Под его руководством был перестроен второй этаж, а также был воздвигнут так называемый Павильон Королевы Марии.

P1120358

Время, когда дворец является резиденцией Марии I и Педру III – золотая эпоха, так как Келуш становится центром королевского отдыха и развлечений. Это означало, что залы дворца должны были быть приспособлены для проведения праздничных мероприятий – от религиозных торжеств до монарших дней рождения – с поистине королевским размахом.

Вот, например, Зал Мангас, богато украшенный плиткой, ведущий в анфилады комнат для  больших и малых официальных приемов.

mangas

P1120254

 

Широкий – на всю ширину строения — зал Послов «Sala Embaixadores», он же Тронный зал – с его зеркальными колоннами, мраморным шахматным полом, позолотой и прекрасными фресками.

ambassador

Музыкальная комната,..

P1120221

…в которой мы застали двух милых дам. По-видимому, они готовились к выступлению перед группой школьников, которая нам встретилась на кассе. Вообще, во дворце проходит очень много мероприятий, которые знакомят детей и взрослых с историей и искусством Португалии.

P1120226

Бальный зал

Часовня с изящной деревянной резьбой, где так много времени проводили фанатично религиозные Педру III и Мария I.

P1120231

Спальня монарха с куполообразным потолком и сюжетами на тему «подвигов» Дон-Кихота на потолке.

kings_bedroom

Сады – особая гордость Келуша. Они были спроектированы Жаном Баптистом Робильоном, который также привлек голландского коллегу-садовника. Сады имеют террасы и переходы, образующие сложный геометрический орнамент. Украшениями служат многочисленные пруды, фонтаны и, конечно, скульптуры в основном на мифологические сюжеты. Некоторые из них были привезены из Италии и Англии. В саду проводились концерты, балы, рыцарские турниры, сопровождаемые музыкой и фейерверками.

Аллея из магнолий ведет к павильону Рабильона.

robillion

Особой гордостью Келуша является канал, украшенный плиткой, изображающей морские виды и бытовые сценки, связанные с жизнью у моря. Попасть к нему из дворца можно по Лестнице Львов. В 18 веке королевская семья и придворные катались по каналу на небольших лодках, наслаждаясь музыкой королевского оркестра.

P1120290

Еще более пышной и оживленной стала жизнь во дворце, когда в Португалию прибыла невеста принца Жуана  – Карлотта  Жоакина Бурбон. И тут стоит показать этих «красавчиков» и вспомнить, почему еще у древних племен было табу на кровосмесительство. Возможно, еще тяжко вздохнуть. Дело в том, что Мария I — мать Жуана, приходилась Педру III, за которого вышла замуж, родной племянницей. Чтобы их брак был разрешен, пришлось просить благословения у самого Папы Римского. Тот разрешил. И вот. Родились дети, в том числе и Жуан VI. Генетика, бессердечная ты… (Ниже портрет Жуана VI работы Simplico Rodriges de Sa, 1820 год.)

João_VI

Карлотта Жоакина – тоже дитя, рожденное в близкородственном браке: ее мама и папа были между собой двоюродными братом и сестрой. В качестве позитива: у Жуана и Карлотты родилось 9 детей: все выглядят более-менее ничего, некоторые даже симпатичные. Правда, подозревают, что особо симпатичные были рождены от других партнеров, но мы не будем слушать сплетни:). (Ниже портрет Карлотты  Жоакины Бурбон неизвестного автора, до 1830 года.)

Carlota_Joaquina

Еще парочка портретов принцесс, которые можно увидеть во дворце…

P1120261

Смерть короля Педру III в 1786 году, а через 2 года смерть наследного принца Жозе сильно подорвали моральное и физическое здоровье королевы Марии. Она целыми днями не выходила из своих апартаментов во дворце Келуш. Придворные и слуги слышали крики безумной женщины, которая от горя окончательно потеряла рассудок. И немудрено. Тут снова история, достойная романа.  Мало того, что Жозе был ее вымоленный долгожданный первенец (историю об этом можно почитать в рассказе «День 4…»), так еще и был женат на ее младшей сестре. ( Портреты ниже: Мария I, 1783 год, его можно увидеть в музыкальной комнате дворца Келуш, автор — Thomas Hickey или Giuseppe Troni;

Maria_I

инфанта Мария Франциска Бенедитта, сестра Марии I, 1773 год, автор Miguel Antonio do Amaral, хранится в Эрмитаже.)D._Maria_Francisca_

Поскольку Мария управлять страной больше не могла, следующий по счету ее сын Жуан становится регентом в 1792 году.

В 1794 году во дворце Ажуда, где проживала королевская семья после землетрясения 1755 года, случился страшный пожар. Так Дворец Келуш стал официальной королевской резиденцией  принца-регента Жуана VI  и Карлотты Жоакины. Так сказать, на постоянной основе. Для чего были достроены и увеличены помещения для Двора, гвардии и слуг.

Пожили немного относительно спокойно. И тут, в 1807 году – вторжение наполеоновских войск. Семья бежала из страны в Бразилию, которая являлась португальской колонией, за день до вхождения французов  в Лиссабон. Бежали короли и принцы, а также представители двора спешно, но организовано, прихватив множество национальных сокровищ, в том числе ценного имущества из дворца. Генерал  Жюно, возглавлявший французские войска, по достоинству оценил Келуш и отдал несколько распоряжений по его совершенствованию с мыслью о том, что однажды здесь сможет поселиться сам Наполеон. Но, как мы все знаем, не суждено…

Королевская семья вернулась в Португалию в 1821 году. Однако Келуш  не обретает прежнего значения. Хотя на какое-то время становится местом жительства Карлотты Жоакины, которая находилась здесь в полуссыльном положении. Ну вот захотелось человеку мужа отравить, потом сына, войну небольшую развязать против него…ну не носки же ей вязать, в самом деле, а ее в ссылку. Хотя, без шуток, женщина она была поистине масштабная и непростая… Компанию ей составляла вдовствующая принцесса Мария Франциска Бенедита – та самая вдова принца Жозе и младшая сестра сбрендившей королевы Марии I.

Вот, кстати, ее комната во дворце.

P1120233

Муж Карлотты Жоакины, Жуан VI, который жил в Марфе, лишь изредка наведывался в Келуш. Во время одного из своих визитов, он здесь  и умер. Потом во дворце жил король Мигел, который вел войну со своим братом Педру IV – оба дети Карлотты Жоакины. Победил Педру, но потом быстренько умер от туберкулеза. Умер, кстати, в той же комнате со сценами из книги «Дон Кихот…», что и родился за 36 лет до того.

Потом, в течение 19 века, еще несколько раз здесь жили парочка королей и королев, но недолго и нечасто. (На фотографиях ниже — сад Келуш.)

В 1908 году после революции дворец становится государственной собственностью.

P1120342

После объявления Республики в 1910 году Дворец Келуш был объявлен национальным памятником.

В октябре 1934 года большой пожар сильно повреждает здание дворца, практически полностью уничтожив Крыло Робильона. Восстановительные работы идут здесь и по сей день.

Из любопытных фактов: после 1957 года павильон Королевы Марии – восточное крыло дворца, начало использоваться в качестве резиденции для глав иностранных государств во время их визитов в Португалию.

А еще в  садах Национального дворца Келуш в 1979 году была открыта школа конного искусства, поддерживающая и популяризирующая традиционную школу португальской верховой езды 18 века.

P1120373

А теперь личное. Никакой схожести с Версалем, а некоторые называют Келуш португальским Версалем, я не нашла. Это вещи разного порядка. И по масштабам, и по атмосфере. Келуш похож на искусную шкатулку. Не столько пышный, сколько изящный. Роскошь ощущается, но она не бьет в глаза. Здесь хочется гулять, отдыхать, развлекаться и забыть о делах – все именно так, как изначально задумывалось. Одним словом, посещение дворца было достойным заключительным аккордом нашего путешествия в Португалию. Проведя здесь полдня, мы поспешили собирать вещи.

P.S. Приобрести билеты во дворец и сад можно на официальном сайте https://www.parquesdesintra.pt/en/commercial-area/ticket-office-2/. Они продаются как вместе – дворец + сад, так и по отдельности.

Полностью о нашем путешествии в Лиссабон здесь:

Португалия в феврале. Романтика на окраине Европы.

День I. Исторический и девочковый.

День II. Синтра.

День III. Квартал Белем, или Бешеной собаке 7 верст — не криуль.

День IV. Колыбель Лиссабона и прочий туристический must see.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *